Scalar control of motor

By Dmitry Levkin
Scalar control (frequency control) is a control technique of a brushless AC motor, which is to keep the voltage/frequency ratio (V/Hz) constant throughout the full operating speed range, with control only the magnitude and frequency of the supply voltage.

The V/Hz ratio is calculated based on the rated values ​​(voltage and frequency) of the controlled AC motor. By keeping the value of the V/Hz ratio constant, we can maintain a relatively constant magnetic flux in the motor gap. If the V/Hz ratio increases, then the motor becomes overexcited and vice versa if the ratio decreases the motor is in an unexcited state.

The dependence of the power supply frequency of the electric motor from time for scalar control
The dependence of the power supply frequency of the electric motor from time for scalar control
Three-phase motor power supply at scalar control
Voltage variation of the motor power during scalar control

At low speed, it is necessary to compensate the voltage drop across the stator resistance, therefore, the V/Hz ratio at low speed is set higher than the rated value. The scalar control technique is most widely used to control induction electric motors.

As applied to induction motors

At the scalar control method, the induction motor speed is controlled by setting the voltage and frequency of the stator, so that the magnetic field in the gap is maintained at the desired value. To maintain a constant magnetic field in the gap, the V/Hz ratio must be constant at different speeds.

Scalar control without speed sensor
Scalar control without speed sensor

As the speed increases, the stator supply voltage must also increase proportionally. However, the synchronous speed (frequency) of the induction motor is not equal to the rotation speed (frequency) of the shaft, and the slip of the induction motor depends on the load. Thus, the controller with scalar control without feedback cannot accurately control the speed when there is a load. To solve this problem, speed feedback and, therefore, slip compensation can be added to the control system [2].

Scalar control with speed sensor
Scalar control with speed sensor

When used

Scalar control of AC motors is a good alternative for applications where there is no variable load and no good dynamics (fans, pumps) are required. The scalar control does not require a rotor position sensor, and the rotor speed can be estimated from the frequency of the supply voltage. When scalar control is used, a high-performance digital signal processor is not required, as is the case with vector control.

Disadvantages of scalar control

With scalar motor control, the stator currents are not directly controlled.

PMSM with scalar control can easily become uncontrollable (get out of the synchronous state) especially when the load torque exceeds the value of the drive torque limit value. The scalar method is not suitable for the control of PMSM at low speed for applications requiring high dynamics [1].

    The scalar control technique is relatively simple to implement, but has several significant drawbacks:
  • if the speed sensor is not installed, the rotation speed of the induction motor shaft cannot be controlled, since it depends on the load (the presence of a speed sensor solves this problem), and in the case of a synchronous motor, when the load is changed, you can completely lose control;
  • the torque cannot be controlled. Of course, this task can be solved with the help of a torque sensor, but the cost of its installation is very high, and will most likely be higher than the electric drive itself. In this case, the torque control will be very inertial;
  • you can't control torque and speed at the same time.

Scalar control is sufficient for most tasks in which an electric drive is used with a range of motor speed control up to 1:10.

When maximum performance is required, the ability to control over a wide speed range and the ability to control the torque of the motor are used vector control.

Also read

Скалярное управление электродвигателем

Дмитрий Левкин
Скалярное управление (частотное) - метод управления бесщеточным электродвигателем переменного тока, который заключается в том, чтобы поддерживать постоянным отношение напряжение/частота (В/Гц) во всем рабочем диапазоне скоростей, при этом контролируется только величина и частота питающего напряжения.

Отношение В/Гц вычисляется на основе номинальных значений (напряжения и частоты) контролируемого электродвигателя переменного тока. Поддерживая постоянным значение отношения В/Гц мы можем поддерживать относительно постоянным магнитный поток в зазоре двигателя. Если отношение В/Гц увеличивается тогда электродвигатель становится перевозбужденным и наоборот если отношение уменьшается двигатель находится в недовозбужденном состоянии.

Зависимость частоты питания двигателя от времени при скалярном упрравлении
Зависимость частоты питания двигателя от времени при скалярном упрравлении
Трехфазное напряжение питания электродвигателя при скалярном управлении
Изменение напряжения питания электродвигателя при скалярном управлении

На низких оборотах необходимо компенсировать падение напряжения на сопротивлении статора, поэтому отношение В/Гц на низких оборотах устанавливают выше чем номинальное значение. Скалярный метод управления наиболее широко используется для управления асинхронными электродвигателями.

В применении к асинхронным двигателям

При скалярном методе управления, скорость асинхронного электродвигателя контролируется установкой величины напряжения и частоты статора, таким образом, чтобы магнитное поле в зазоре поддерживалось на нужной величине. Для поддержания постоянного магнитного поля в зазоре, отношение В/Гц должно быть постоянным на разных скоростях.

Скалярное управление без датчика скорости
Скалярное управление без датчика скорости

При увеличении скорости напряжение питания статора так же должно пропорционально увеличиваться. Однако синхронная частота асинхронного двигателя не равна частоте вращения вала, а скольжение асинхронного двигателя зависит от нагрузки. Таким образом система контроля со скалярным управлением без обратной связи не может точно контролировать скорость при наличии нагрузки. Для решения этой задачи в систему может быть добавлена обратная связь по скорости, а следовательно и компенсация скольжения [2].

Скалярное управление с датчиком скорости
Скалярное управление с датчиком скорости

Когда используется

Скалярное управление электродвигателями переменного тока - хорошая альтернатива для приложений, где нет переменной нагрузки и не требуется хорошая динамика (вентиляторы, насосы). Для работы скалярного управления не требуется датчик положения ротора, а скорость ротора может быть оценена по частоте питающего напряжения. Когда используется скалярное управление, не требуется высокопроизводительный цифровой сигнальный процессор как в случае с векторным управлением.

Недостатки скалярного управления

При скалярном управлении электродвигателем токи статора не контролируются напрямую.

СДПМ со скалярным методом управления может легко стать неуправляемым (выйти из синхронного состояния) особенно когда момент нагрузки превышает значение предельного момента электропривода. Скалярный метод не подходит для контроля СДПМ на низких оборотах для приложений, требующих высокую динамику [1].

    Метод скалярного управления относительно прост в реализации, но обладает несколькими существенными недостатками:

  • во-первых, если не установлен датчик скорости нельзя управлять скоростью вращения вала асинхронного двигателя, так как она зависит от нагрузки (наличие датчика скорости решает эту проблему), а вслучае с синхронным двигателем при изменении нагрузки - можно совсем потерять управление;
  • во-вторых, нельзя управлять моментом. Конечно, эту задачу можно решить с помощью датчика момента, но стоимость его установки очень высока, и будет скорее всего выше самого электропривода. При этом управление моментом будет очень инерционным;
  • также нельзя управлять одновременно моментом и скоростью.

Скалярное управление достаточно для большинства задач в которых применяется электропривод с диапазоном регулирования частоты вращения двигателя до 1:10.

Когда требуется максимальное быстродействие, возможность регулирования в широком диапазоне скоростей и возможность управления моментом электродвигателя используется векторное управление.