Hysteresis-reluctance synchronous motor

By Dmitry Levkin
Hysteresis-reluctance motor is a hybrid salient pole rotor synchronous motor, the rotor of which is made of hard magnetic material with a large residual magnetization. The electric motor starts due to the eddy current torque and hysteresis torque and operates due to the hysteresis torque and reluctance torque.

A self-starting synchronous hysteresis-reluctance motor with a reduction gear was invented in 1916 by Henry Ellis Warren. These electric motors were made low-power and were widely used until recently to drive program mechanisms and for timing applications (electric clocks, time switches, graphical recording instruments, and stroboscope devices, etc.).

  • Hysteresis-reluctance electric motor
    Hysteresis-reluctance motor
  • Rotor with a reducer of Warren electric motor
    Rotor with a reducer of Warren motor

Construction of a synchronous hysteresis-reluctance motor

Synchronous hysteresis-reluctance motor as well as any electric motor, consists of a rotor and a stator. The stator is a stationary part, the rotor is a rotating part.

The stator of a single-phase hysteresis-reluctance electric motor is similar to the stator of a single-phase induction electric motor with shaded pole and has a laminated core with two salient poles. To simplify the installation of single-phase winding, the stator core is collapsible, consisting of two halves. The poles of the stator core end with pole tips. Each pole is divided into two equal sections by a longitudinal groove. One of the section of each pole has short-circuited copper turns, providing a rotating magnetic field in a single-phase motor [2]. Shaded pole motors are irreversible. The rotor always rotates only in one direction from the unshaded section of the stator pole to the shaded.

Construction of a synchronous hysteresis-reluctance electric motor
Construction of a synchronous hysteresis-reluctance electric motor

The rotor includes two or more disks 0.4 mm thick of hardened hard magnetic steel. To create a hysteresis torque, a steel with a large residual magnetization is selected. The discs have the form of rings with bridges. The magnetic reluctance of the rotor in the direction of the bridges is less, and therefore the direct axis xd and quadrature axis xq magnetic reactances are not equal, which creates also a reluctance torque. An annular rim on the rotor discs provides eddy current torque and hysteresis torque. The rotor is mounted on the shaft using slots in the bridges of the discs. The motor shaft is connected to a reducer that lowers the rotational speed and increases the torque. The rotor with a reducer is placed in a sealed enclosure made of non-magnetic metal.

Working principle of a synchronous hysteresis-reluctance motor

In a hysteresis-reluctance motor three electromagnetic torque is created. At motor start-up, on the rotor is acted hysteresis torque and eddy current torque. The magnetic hysteresis of the steel rotor reduces the efficiency of the motor but significantly increases the starting torque. After start-up, the rotor is pulled into synchronism and rotates at a constant synchronous speed under the action of the hysteresis and reluctance torque.

Advantages and disadvantages

Warren's synchronous hysteresis-reluctance motors with relatively large overall dimensions and mass have low energy indices (efficiency and cosφ). However, they were widely used in automatic devices due to the simplicity of design, manufacturability and the ability to work from single-phase power.

Also read

Синхронный реактивно-гистерезисный двигатель

Дмитрий Левкин
Реактивно-гистерезисный электродвигатель - это гибридный синхронный электродвигатель с явно выраженными полюсами, ротор которого выполнен из магнитотвердого материала с большим остаточным намагничиванием. Пуск электродвигателя происходит за счет асинхронного и гистерезисного моментов, а работа - за счет гистерезисного и реактивного моментов.

Самозапускающийся синхронный реактивно-гистерезисный двигатель с редуктором был изобретен в 1916 г. Г.Е. Уорреном (Henry Ellis Warren). Данные электродвигатели выполнялись маломощными и широко применялись до недавнего времени для привода программных и временных механизмов (лентопротяжные механизмы, реле времени, электрические часы и т.п.).

  • Реактивно-гистерезисный электродвигатель
    Реактивно-гистерезисный двигатель
  • Ротор с редуктором электродвигателя Уоррена
    Ротор с редуктором электродвигателя Уоррена

Конструкция реактивно-гистерезисного электродвигателя

Синхронный реактивно-гистерезисный двигатель, как и любой вращающийся электродвигатель, состоит из ротора и статора. Статор - неподвижная часть, ротор - вращающаяся часть.

Статор однофазного реактивно-гистерезисного электродвигателя подобен статору однофазного асинхронного электродвигателя с экранированными полюсами и имеет шихтованный двухполюсный сердечник с явно выраженными полюсами. Для упрощения установки однофазной обмотки сердечник статора выполняют разборным, состоящим из двух половин. Полюсы сердечника статора оканчиваются полюсными наконечниками. Каждый полюс разделен на две равные части продольным пазом, на одной из частей расположены короткозамкнутые медные экранирующие витки, обеспечивающие получение в однофазном двигателе вращающегося магнитного поля [2]. Двигатели с экранированными полюсами нереверсивны - ротор всегда вращается только в одну сторону - от неэкранированной части полюса статора к экранированной.

Конструкция синхронного реактивно-гистерезисного электродвигателя
Конструкция синхронного реактивно-гистерезисного электродвигателя

Ротор включает две или более пластин (дисков) толщиной по 0,4 мм из закаленной магнитотвердой стали. Для создания гистерезисного момента выбирается сталь с большим остаточным намагничиванием. Пластины имеют форму колец с перемычками. Магнитное сопротивление ротора в направлении перемычек меньше, и поэтому магнитные проводимости по продольной xd и поперечной осям xq не равны, что обеспечивает получение на роторе еще и реактивного момента. Кольцевой обод на пластинах ротора обеспечивает получение асинхронного и гистерезисного моментов. Ротор закреплен на валу с помощью прорезей в перемычках пластин. Вал электродвигателя связан с редуктором, понижающим частоту вращения и увеличивающим вращающий момент. Ротор с редуктором помещен в герметичный корпус из немагнитного металла.

Принцип работы синхронного реактивно-гистерезисного двигателя

В реактивно-гистерезисном электродвигателе создается три электромагнитных вращающих момента. При пуске двигателя на ротор действуют вихревой и гистерезисный моменты. При этом магнитный гистерезис стального ротора снижает КПД двигателя, но значительно увеличивает пусковой момент. После пуска ротор втягивается в синхронизм и вращается с неизменной синхронной частотой под действием реактивного и гистерезисного моментов.

Преимущества и недостатки

Синхронные реактивно-гистерезисные двигатели Уоренна при сравнительно больших габаритных размерах и массе имеют низкие энергетические показатели (КПД и cosφ). Однако они широко применялись в автоматических устройствах благодаря простоте конструкции, технологичности и возможности работы от однофазного питания.

Серии однофазных реактивно-гистерезисных двигателей

Промышленностью СССР изготавливались однофазные синхронные реактивно-гистерезисные двигатели серий ДСД и ДСДР. Для возможности осуществления реверса в двигателях серии ДСДР на полюсах статора вместо короткозамкнутых витков расположены четыре катушки, по две на каждом полюсе на обеих его половинах. Концы катушек выведены на клеммную колодку. Замыкая ту или иную пару катушек, осуществляется изменение направления вращения электродвигателя. Механическая мощность таких двигателей не превышает 14 мкВт [2].