Vector control of motor

By Dmitry Levkin
Vector control is a control method of brushless AC electric motors, which allows independently and practically inertialess adjusting the rotation speed and torque on the motor shaft.

The main idea of ​​vector control is to control not only the magnitude and frequency of the supply voltage but also the phase. In other words, the magnitude and angle of the space vector are controlled [1]. Vector control in comparison with the scalar has a higher performance. Vector control eliminates almost all the disadvantages of scalar control.

    Advantages of vector control:
  • high accuracy of speed control;
  • soft start and smooth motor rotation in full speed range;
  • fast response to a load change: when there is a load change, there is practically no change in the speed;
  • increased control range and regulation accuracy;
  • losses for heating and magnetization are reduced, the efficiency of the electric motor increases.
    The disadvantages of vector control include:
  • the need to set motor parameters;
  • large speed fluctuations at constant load;
  • large computational complexity.
Vector control
General functional diagram of vector control

A general block diagram of a high-performance speed control system for a brushless AC motor is shown in the figure above. The circuit is based on the flux and torque control loops, together with the estimator unit, which can be implemented in various ways. At the same time, the external speed control loop is largely unified and generates control signals for torque M* and flux Ψ* (through the flux program unit) regulators. The motor speed can be measured by a mechanical sensor (speed/position) or obtained by means of a program estimator that allows you to implement sensorless control.

Classification of vector control methods

Since the seventies of the twentieth century, many ways to control the torque have been proposed. Not all of them are widely used in the industry. Therefore, in this article only the most popular control methods are considered. The discussed techniques of torque control are presented for control systems of asynchronous and permanent magnet synchronous motors with sinusoidal back EMF.

Existing torque control methods can be classified in various ways.

    Most often, the methods of torque control are divided into the following groups:
  • linear (PI, PID) regulators;
  • nonlinear (hysteresis) regulators.
Control method Speed ​​control range Speed ​​error3, % Torque rise time, ms Starting torque Cost Description
Scalar 1:101 5-10 Not available Low Very low It has a slow response when load changing and a small range of speed control, but it is easy to implement.
Vector Linear Field oriented control >1:2002 0 <1-2 High High Allows you to smoothly and quickly control the basic parameters of the motor - torque, and speed. This method requires information about the position of the rotor.
DTC with voltage SVM >1:2002 0 <1-2 High High A hybrid method designed to combine the benefits of the FOC and DTC.
Nonlinear Switching Table based Direct Torque Control >1:2002 0 <1 High High It has a high dynamics and a simple scheme, but a characteristic feature of its work is high current and torque ripples.
Direct Self Control >1:2002 0 <1-2 High High It has an inverter switching frequency lower than other methods and is designed to reduce losses when controlling high power motors.
Characteristics of the main control methods of AC motors [2]
Note:
  1. Open loop
  2. Closed loop
  3. In steady state

Among vector control, the most widely used are field oriented control and direct torque control.

Linear torque controllers

Linear torque controllers work in conjunction with voltage pulse width modulator (PWM). The regulators determine the required stator voltage vector, averaged over the sampling period. The voltage vector is finally synthesized by the PWM method, in most cases, the space vector modulation (SVM) is used. Unlike nonlinear torque control schemes, where signals are processed on instantaneous values, in linear torque control schemes, the linear controller (PI) works with values ​​averaged over the sampling period. Therefore, the sampling rate can be reduced from 40 kHz for nonlinear torque controllers to 2–5 kHz in linear torque control schemes.

Field oriented control

Field oriented control (FOC) is a control method that controls an AC brushless motor (PMSM, SCIM) as a DC machine with independent excitation, implying that the flux and torque can be controlled separately.

The field oriented control proposed in 1970 by Blaschke [3] and Hasse [4] is based on an analogy with a mechanically commutated brushed DC motor with independent excitation. In this motor, the excitation and armature windings are separated, the flux is controlled by the inductor excitation current, and the torque is independently controlled by the armature current regulation. Thus, the currents of the flux and the torque are electrically and magnetically separated.

Field oriented control
General functional diagram of sensorless field oriented control1
Note:
  1. The scheme is shown in a simplified form.

On the other hand, brushless AC motors (SCIM, PMSM) most often have a three-phase stator winding, and the stator current vector Is is used to control both the flux and torque. Thus, the excitation current and armature current are combined into a stator current vector and cannot be controlled separately. The decoupling can be achieved mathematically by decomposing the instantaneous value of the stator current vector Is into two components: the direct component of the stator current Isd (creating the field) and the quadrature component of the stator current Isq (creating torque) in the rotating dq coordinate system oriented to the rotor flux (R -FOC - rotor flux-oriented control) - figure above. Thus, the control of the brushless AC motor becomes identical to the control of the separately excited DC motor and can be implemented using a PWM inverter with a linear PI regulator and voltage space vector modulation.

In the field oriented control, the torque and flux are controlled indirectly by controlling the components of the stator current vector.

The instantaneous values ​​of the stator currents are converted to dq rotating coordinate system by using the Park transform αβ/dq, which also requires information about the position of the rotor. The flux is controlled through the direct component of the current Isd, while the torque is controlled through the quadrature component of the current Isq. The inverse Park transform (dq/αβ), the mathematical module of coordinate transformation, allows you to calculate the reference components of the voltage vector V* и V*.

Waveforms at different stages of conversion
Waveforms at different stages of conversion

To determine the rotor position, either the rotor position sensor (RPS) installed in the electric motor or the sensorless control algorithm implemented in the control system is used, which calculates the rotor position information in real time based on the data available in the control system.

Direct Torque Control with Voltage Space Vector Modulation

The block diagram of direct torque control with space vector modulation (DTC-SVM) with closed loop torque and flux regulation operating in a Cartesian coordinate system oriented along the stator flux is shown in the figure below. The outputs of PI torque and flux controllers are interpreted as the reference components of the stator voltage Vψ* and VM* in the dq coordinate system oriented by the stator flux (stator flux-oriented control, S-FOC). These commands (DC voltages) are then converted into a stationary coordinate system αβ, after which the control values V* and V* arrive at a module of space vector modulation (SVM).

Direct torque control with voltage space vector modulation
Functional diagram of direct torque control with voltage space vector modulation

Note that this scheme can be considered as a simplified stator flux oriented control (S-FOC) without a current control loop or as a classical switching table direct torque control scheme (ST DTC) in which the switching table is replaced by a modulator (SVM), and the hysteresis torque and flux controllers are replaced by linear PI regulators.

In the scheme of direct torque control with space vector modulation (DTC-SVM), the torque and the flux are directly controlled in a closed loop, so an accurate estimate of the flux and torque is needed. In the scheme of direct torque control with space vector modulation (DTC-SVM), the torque and flux are directly controlled in a closed loop, so an accurate estimation of the flux and torque is needed. Unlike the classical hysteresis direct torque control algorithm, DTC-SVM operates at a constant switching frequency. This greatly improves the characteristics of the control system (drive): reduces the torque and flux ripples, allows you to confidently start the motor and operate at low speed. But this reduces the dynamic characteristics of the drive.

Nonlinear torque controllers

The presented group of torque regulators departs from the idea of ​​coordinate transformation and control, by analogy with a brushed DC motor, which is the basis for field oriented control. Nonlinear regulators propose to replace the decoupling control with the bang-bang (hysteresis) control, which corresponds to the on/off work ideology of the semiconductor devices of the inverter.

In comparison with field oriented control, direct torque control schemes have the following characteristics:

    Advantages:
  • simple control scheme;
  • there is no current loops and direct current regulation;
  • coordinate transformation is not required;
  • there is no separate voltage modulation;
  • position sensor is not required;
  • good dynamics.
    Disadvantages:
  • an accurate estimation of the stator magnetic flux vector and torque is required;
  • the strong torque and current ripples due to non-linear (hysteresis) controller and variable frequency switching;
  • noise with a wide range due to a variable switching frequency.

Direct torque control

For the first time, a switching table based direct torque control (ST-DTC) method was described by Takahashi and Noguchi in an IEEJ article submitted in September 1984 and later in an IEEE article published in September 1986 [5]. The scheme of the classical method of direct torque control (DTC) is much simpler than that of the field oriented control method (FOC), since it does not require the transformation of coordinate systems and measurement of the rotor position. The diagram of the direct torque control method (figure below) contains the torque and stator flux linkage estimator, torque and flux hysteresis comparators, switching table and inverter.

The principle of the method of direct torque control is the choice of the voltage vector for simultaneous control of both the torque and the stator flux linkage. The measured stator currents and inverter voltage are used to estimate the flux linkage and torque. Estimated stator flux linkage psi est and torque M est values are compared with the control signals for stator flux linkage ψs* and motor torque M*, respectively, by means of a hysteresis comparator. The required motor control voltage vector is selected from the switching table based on the digitized flux dΨ and torque dM errors generated by hysteresis comparators, as well as from the position sector Nthetas of the stator flux vector derived from the angular position theta. Thus, the pulses SA, SB, and SC to control the inverter power switches are generated by selecting a vector from the table.

Switching table based direct torque control scheme
Classic direct torque control scheme with a speed sensor
    Characteristic features of the ST-DTC scheme:
  • sinusoidal waveforms of stator flux and currents with a harmonic content determined by the hysteresis tolerance bands of the flux and torque regulators;
  • excellent torque dynamics;
  • the hysteresis bands of the flux and torque determine the switching frequency of the inverter, which varies with changing synchronous speed and load [2].

There are many modifications of the classic ST-DTC scheme aimed at improving start-up, overload conditions, working at very low speeds, reducing torque ripple, working at the variable switching frequency and reducing the noise level.

The disadvantage of the classical method of direct torque control is the presence of high ripples of currents and torque in the steady state. The problem is eliminated by increasing the operating frequency of the inverter above 40 kHz, which increases the total cost of the control system [1].

Direct self control

An application for a patent of the method of direct self control was filed by Depenbrock in October 1984 [6]. The block diagram of the direct self control is shown below.

Based on the stator flux linkage commands ψs* and the actual phase components ψsA, ψsB and ψsC, the flux linkage comparators generate digital signals dA, dB and dC, which correspond to active voltage states (V1 – V6). The hysteresis torque controller has the output signal dM, which determines the zero states. Thus, the stator flux linkage regulator sets the time interval of active voltage states, which move the stator flux vector along a given trajectory, and the torque controller determines the time interval of zero voltage states that maintain the motor torque in the defined-by-hysteresis tolerance band.

Direct self control
Direct self control scheme
    Characteristic features of the direct self control scheme are:
  • non-sinusoidal waveforms of stator flux and current;;
  • the stator flux vector moves along a hexagon path;
  • there is no supply voltage reserve, and the inverter capabilities are fully utilized;
  • the inverter switching frequency is lower than that of switching table based direct torque control;
  • excellent dynamics in constant and weakening field regions.

Note, that the operation of the direct self control method can be reproduced using the ST-DTC scheme with flux hysteresis of 14% wide.

Also read

Векторное управление двигателем

Векторное управление - метод управления бесщеточными электродвигателями переменного тока, который позволяет независимо и практически безынерционно регулировать скорость вращения и момент на валу электродвигателя.

Главная идея векторного управления заключается в том, чтобы контролировать не только величину и частоту напряжения питания, но и фазу. Другими словами контролируется величина и угол пространственного вектора [1]. Векторное управление в сравнении со скалярным обладает более высокой производительностью. Векторное управление избавляет практически от всех недостатков скалярного управления.

    Преимущества векторного управления:
  • высокая точность регулирования скорости;
  • плавный старт и плавное вращение двигателя во всем диапазоне частот;
  • быстрая реакция на изменение нагрузки: при изменении нагрузки практически не происходит изменения скорости;
  • увеличенный диапазон управления и точность регулирования;
  • снижаются потери на нагрев и намагничивание, повышается КПД электродвигателя.
    К недостаткам векторного управления можно отнести:
  • необходимость задания параметров электродвигателя;
  • большие колебания скорости при постоянной нагрузке;
  • большая вычислительная сложность.
Векторное управление
Общая функциональная схема векторного управления

Общая блок-диаграмма высокопроизводительной системы управления скорости бесщеточного двигателя переменного тока показана на рисунке выше. Основой схемы являются контуры контроля магнитного потокосцепления и момента вместе с блоком оценки, который может быть реализован различными способами. При этом внешний контур управления скоростью в значительной степени унифицирован и генерирует управляющие сигналы для регуляторов момента М* и магнитного потокосцепления Ψ* (через блок управления потоком). Скорость двигателя может быть измерена датчиком (скорости / положения) или получена посредством оценщика, позволяющего реализовать бездатчиковое управление.

Классификация методов векторного управления

Начиная с семидесятых годов двадцатого века было предложено множество способов управления моментом. Не все из них нашли широкое применение в промышленности. Поэтому, в данной статье рассматриваются только самые популярные методы управления. Обсуждаемые методы контроля момента представлены для систем управления асинхронными двигателями и синхронными двигателями с постоянными магнитами с синусоидальной обратной ЭДС.

Существующие методы управления моментом могут быть классифицированы различным способом.

    Чаще всего методы управления моментом разделяют на следующие группы:
  • линейные (ПИ, ПИД) регуляторы;
  • нелинейные (гистерезисные) регуляторы.
Метод управления Диапазон регулирования скорости Погрешность скорости3, % Время нарастания момента, мс Пусковой момент Цена Описание
Скалярный 1:101 5-10 Не доступно Низкий Очень низкая Имеет медленный отклик при изменении нагрузки и небольшой диапазон регулирования скорости, но при этом прост в реализации.
Векторный Линейный Полеориентированное управление >1:2002 0 <1-2 Высокий Высокая Позволяет плавно и быстро управлять основными параметрами двигателя - моментом и скоростью. Для работы данного метода требуется информация о положении ротора.
Прямое управление моментом с ПВМ >1:2002 0 <1-2 Высокий Высокая Гибридный метод, разработанный для того чтобы объединить преимущества ПОУ и ПУМ.
Нелинейный Прямое управление моментом с таблицей включения >1:2002 0 <1 Высокий Высокая Имеет высокую динамику и простую схему, но характерной особенностью его работы являются высокие пульсации тока и момента.
Прямое самоуправление >1:2002 0 <1-2 Высокий Высокая Имеет частоту переключения инвертора ниже чем у других методов и предназначен для уменьшения потерь при управлении электродвигателями большой мощности.
Характеристики основных способов управления электродвигателями переменного тока [2]
Примечание:
  1. Без обратной связи.
  2. С обратной связью.
  3. В установившемся режиме

Среди векторного управления наиболее широко используются полеориентированное управление (FOC - field oriented control) и прямое управление моментом (DTC - direct torque control).

Линейные регуляторы момента

Линейные регуляторы момента работают вместе с широтно-импульсной модуляцией (ШИМ) напряжения. Регуляторы определяют требуемый вектор напряжения статора усредненный за период дискретизации. Вектор напряжения окончательно синтезируется методом ШИМ, в большинстве случаев используется пространственно векторная модуляция (ПВМ). В отличие от нелинейных схем управления моментом, где сигналы обрабатываются по мгновенным значениям, в линейных схемах контроля момента, линейный регулятор (ПИ) работает с значениями усредненными за период дискретизации. Поэтому частота выборки может быть уменьшена с 40 кГц у нелинейных регуляторов момента до 2-5 кГц в схемах линейных регуляторов момента.

Полеориентированное управление

Полеориентированное управление (ПОУ, англ. field oriented control, FOC) - метод регулирования, который управляет бесщеточным электродвигателем переменного тока (СДПМ, АДКР), как машиной постоянного тока с независимым возбуждением, подразумевая, что поле и момент могут контролироваться отдельно.

Полеориентированное управление, предложенное в 1970 году Блашке [3] и Хассе [4] основано на аналогии с механически коммутируемым коллекторным двигателем постоянного тока с независимым возбуждением. В этом двигателе разделены обмотки возбуждения и якоря, потокосцепление контролируется током возбуждения индуктора, а момент независимо управляется регулировкой тока якоря. Таким образом, токи потокосцепления и момента электрически и магнитно разделены.

Полеориентирпованное управление
Общая функциональная схема бездатчикового полеориентированного управления1
Примечание:
  1. Схема приведена в упрощенном виде.
    Подробная схема бездатчикового полеориентированного управления СДПМ с ротором с явно выраженными полюсами.

С другой стороны бесщеточные электродвигатели переменного тока (АДКР, СДПМ) чаще всего имеют трехфазную обмотку статора, и вектор тока статора Is используется для контроля и потокосцепления и момента. Таким образом, ток возбуждения и ток якоря объединены в вектор тока статора и не могут контролироваться раздельно. Разъединение может быть достигнуто математически - разложением мгновенного значения вектора тока статора Is на две компоненты: продольную составляющую тока статора Isd (создающую поле) и поперечную составляющую тока статора Isq (создающую момент) во вращающейся dq системе координат ориентированной по полю ротора (R-FOC – rotor flux-oriented control) - рисунок выше. Таким образом, управление бесщеточным двигателем переменного тока становится идентичным управлению КДПТ с независимым возбуждением и может быть осуществлено используя инвертер ШИМ с линейным ПИ регулятором и пространственно-векторной модуляцией напряжения.

В полеориентированном управлении момент и поле контролируются косвенно посредством управления составляющими вектора тока статора.

Мгновенные значения токов статора преобразовываются к dq вращающейся системе координат с помощью преобразования Парка αβ/dq, для выполнения которого также требуется информации о положении ротора. Поле контролируется через продольную составляющую тока Isd, в то время как момент контролируется через поперечную составляющую тока Isq. Обратное преобразование Парка (dq/αβ), математический модуль преобразования координат, позволяет вычислить опорные составляющие вектора напряжения V* и V*.

Формы сигналов на разных этапах преобразования
Формы сигналов на разных этапах преобразования

Для определения положения ротора используется либо датчик положения ротора установленный в электродвигателе либо реализованный в системе управления бездатчиковый алгоритм управления, который вычисляет информацию о положении ротора в режиме реального времени на основании тех данных, которые имеются в системе управления.

Прямое управление моментом с пространственно векторной модуляцией напряжения

Блок-схема прямого управления моментом с пространственно векторной модуляцией с регулировкой момента и потокосцепления с обратной связью работающей в прямоугольной системе координат ориентированной по полю статора представлена на рисунке ниже. Выходы ПИ регуляторов момента и потокосцепления интерпретируются как опорные составляющие напряжения статора Vψ* и VM* в системе координат dq ориентированной по полю статора (англ. stator flux-oriented control, S-FOC). Эти команды (постоянные напряжения) затем преобразуются в неподвижную систему координат αβ, после чего управляющие значения V* и V* поступают на модуль пространственно векторной модуляции.

Прямое управление моментом с пространственно векторной модуляцией напряжения
Функциональная схема прямого управления моментом с пространственно векторной модуляцией напряжения

Обратите внимание, что данная схема может рассматриваться как упрощенное управление ориентированное по полю статора (S-FOC) без контура управления током или как классическая схема прямого управления моментом с таблицей включения (ПУМ-ТВ, англ. switching table DTC, ST DTC) в которой таблица включения заменена модулятором (ПВМ), а гистерезисный регулятор момента и потока заменены линейными ПИ регуляторами.

В схеме прямого управления моментом с пространственно векторной модуляцией (ПУМ-ПВМ) момент и потокосцепление напрямую управляются в замкнутом контуре, поэтому необходима точная оценка потока и момента двигателя. В отличии от классического алгоритма гистерезисного прямого управления моментом, ПУМ-ПВМ работает на постоянной частоте переключения. Это значительно повышает характеристики системы управления: уменьшает пульсации момента и потока, позволяет уверенно запускать двигатель и работать на низких оборотах. Но при этом снижаются динамические характеристики привода.

Нелинейные регуляторы момента

Представленная группа регуляторов момента отходит от идеи преобразования координат и управления по аналогии с коллекторным двигателем постоянного тока, являющегося основой для полеориентированного управления. Нелинейные регуляторы предлагают заменить раздельное управление на непрерывное (гистерезисное) управление, которое соответствует идеологии работы (включено-выключено) полупроводниковых устройств инвертора.

В сравнении с полеориентированным управлением схемы прямого управления моментом имеют следующие характеристики:

    Преимущества:
  • простая схема управления;
  • отсутствуют контуры тока и прямое регулирование тока;
  • не требуется преобразование координат;
  • отсутствует отдельная модуляция напряжения;
  • датчик положения не требуется;
  • хорошая динамика.
    Недостатки:
  • требуется точная оценка вектора магнитного потокосцепления статора и момента;
  • сильные пульсации момента и тока из-за нелинейного (гистерезисного) регулятора и переменной частоты переключения ключей;
  • шум с широким спектром из-за переменной частоты переключения.

Прямое управление моментом

Впервые метод прямого управления моментом с таблицей включения был описан Такахаси и Ногучи в статье IEEJ представленной в сентябре 1984 года и позже в статье IEEE опубликованной в сентябре 1986 года [5]. Схема классического метода прямого управления моментом (ПУМ) на много проще, чем у метода управления по полю (ПОУ), так как не требуется преобразования систем координат и измерения положения ротора. Схема метода прямого управления моментом (рисунок ниже) содержит оценщик момента и потокосцепления статора, гистерезисные компараторы момента и потокосцепления, таблицу включения и инвертор.

Принцип метода прямого управления моментом заключается в выборе вектора напряжения для одновременного управления и моментом и потокосцеплением статора. Измеренные токи статора и напряжение инвертора используются для оценки потокосцепления и момента. Оцененные значения потокосцепления статора psi est и момента M est сравниваются с управляющими сигналами потокосцепления статора ψs* и момента двигателя M* соответственно посредством гистерезисного компаратора. Требуемый вектор напряжения управления электродвигателем выбирается из таблицы включения исходя из оцифрованных ошибок потокосцепления dΨ и момента dM генерируемых гистерезисными компараторами, а также исходя из сектора положения вектора потокосцепления статора Nthetas полученного исходя из его углового положения theta. Таким образом, импульсы SA, SB и SC для управления силовыми ключами инвертора генерируются посредством выбора вектора из таблицы.

Прямое управление моментом с таблицей включения
Классическая схема прямого управления моментом с таблицей включения с датчиком скорости
    Характерные черты схемы ПУМ-ТВ:
  • синусоидальные формы потокосцепления и токов статора с коэффициентом гармоник определяемым зоной гистерезиса (зоной нечувствительности) регуляторов потокосцепления и момента;
  • отличная динамика момента;
  • зоны гистерезиса потокосцепления и момента определяют частоту переключения инвертора, которая изменяется с изменением синхронной скорости и изменением нагрузки [2].

Имеется множество вариаций классической схемы ПУМ-ТВ нацеленых на улучшение пуска, условий перегрузки, работы на очень низких скоростях, уменьшение пульсаций момента, работу на переменной частоте переключения и уменьшение уровня шумов.

Недостатком классического метода прямого управления моментом является наличие высоких пульсаций тока и момента в установившемся состоянии. Проблема устраняется повышением рабочей частоты инвертора выше 40кГц, что увеличивает общую стоимость системы управления [1].

Прямое сомоуправление

Заявка на патент метода прямого самоуправления была подана Депенброком в октябре 1984 года [6]. Блок схема прямого самоуправления показана ниже.

Основываясь на командах потокосцепления статора ψs* и текущих фазовых составляющих ψsA, ψsB и ψsC компараторы потокосцепления генерируют цифровые сигналы dA, dB и dC, которые соответствуют активным состояниям напряжений (V1 – V6). Гистерезисный регулятор момента имеет на выходе сигнал dM, который определяет нулевые состояния. Таким образом, регулятор потокосцепления статора задает отрезок времени активных состояний напряжений, которые перемещают вектор потокосцепления статора по заданной траектории, а регулятор момента определяет отрезок времени нулевых состояний напряжений, которые поддерживают момент электродвигателя в определенном гистерезисом поле допуска.

Прямое самоуправление двигателем
Схема прямого самоуправления
    Характерными особенностями схемы прямого самоуправления являются:
  • несинусоидальные формы потокосцепления и тока статора;
  • вектор потокосцепления статора перемещается по шестиугольной траектории;
  • нет запаса по напряжению питания, возможности инвертора используются полностью;
  • частота переключения инвертора ниже чем у прямого управления моментом с таблицей включения;
  • отличная динамика в диапазонах постоянного и ослабленного поля.

Заметьте, что работа метода прямого самоуправления может быть воспроизведена с помощью схемы ПУМ-ТВ при ширине гистерезиса потока 14%.