Permanent magnet synchronous motor

By Dmitry Levkin
A permanent magnet synchronous motor (PMSM) - is a synchronous electric motor whose inductor consists of permanent magnets.

The main difference between a permanent magnet synchronous motor (PMSM) and an induction motor is in the rotor. Studies1 show that the PMSM has an efficiency of approximately 2% more than a highly efficient (IE3) induction electric motor, provided that the stator has the same design, and the same variable frequency drive is used for control. In this case, permanent magnet synchronous electric motors in comparison with other electric motors have the best performance: power/volume, torque/inertia, etc.

Permanent magnet synchronous motor constructions and types

A permanent magnet synchronous motor, like any rotating electric motor, consists of a rotor and a stator. The stator is the fixed part. The rotor is the rotating part.

PMSM
Interior permanent magnet synchronous motor

Typically, the rotor is located inside the stator of the electric motor, there are also structures with an external rotor - inside out electric motors.

Constructions of a permanent magnet synchronous motor: on the left - standard, on the right - inside out.

The rotor consists of permanent magnets. Materials with high coercive force are used as permanent magnets.

An electric motor with non-salient pole rotor has an equal direct and quadrature inductances L d = Lq, whereas for an electric motor with salient pole rotor the quadrature inductance is not equal to the direct Lq ≠ Ld.

The cross-section of the rotors with a different ratio of Ld/Lq
The cross sections of the rotors with a different ratio of Ld/Lq. Magnets marked black. Figure e, f shows axially layered rotors, figure c, and h shows the rotors with barriers.
SPMSM
Rotor of a surface permanent magnet synchronous motor
IPMSM
Rotor of an interior permanent magnet synchronous motor

The stator consists of an outer frame and a core with windings. The most common design with two- and three-phase winding.

    Depending on the stator design, a permanent magnet synchronous motor can be:
  • with distributed winding;
  • with concentrated winding.
Motor stator with distributed winding
Electric motor stator with distributed winding
Concentrated winding
Electric motor stator with concentrated winding

Distributed call such a winding, in which the number of slots per pole and phase Q = 2, 3, ...., k.

Concentrated called such a winding, in which the number of slots per pole and phase Q = 1. In this case, the slots are evenly spaced around the circumference of the stator. The two coils forming the winding can be connected both in series and in parallel. The main disadvantage of such windings is the impossibility of influencing on the form of the EMF curve [2].

Distributed winding circuit
Three-phase distributed winding circuit
Concentrated winding circuit
Three-phase concentrated winding circuit
    The form of the back EMF of the electric motor can be:
  • trapezoidal;
  • sinusoidal.

The form of the EMF curve in the conductor is determined by the distribution curve of the magnetic induction in the gap around the stator circumference.

It is known that the magnetic induction in the gap under the salient pole of the rotor has a trapezoidal shape. The EMF induced in the conductor has the same form. If it is necessary to create a sinusoidal EMF, then the pole tips are given such a shape that the induction distribution curve would be close to sinusoidal. This is facilitated by the bevels of the pole tips of the rotor [2].

Working principle of a synchronous motor

The principle of operation of a synchronous motor is based on the interaction of the rotating magnetic field of the stator and the constant magnetic field of the rotor. The concept of the rotating magnetic field of the stator of a synchronous motor is the same as that of a three-phase induction motor.

The principle of operation of a synchronous motor is based on the interaction of the rotating magnetic field of the stator and the constant magnetic field of the rotor.

Stop
Rotating magnetic field of a synchronous motor
Rotating magnetic field of a synchronous motor

The magnetic field of the rotor, interacting with the synchronous alternating current of the stator windings, according to the Ampere's Law, creates torque, forcing the rotor to rotate (more).

Permanent magnets located on the rotor of the PMSM create a constant magnetic field. At a synchronous speed of rotation of the rotor with the stator field, the rotor poles interlock with the rotating magnetic field of the stator. In this regard, the PMSM cannot start itself when it is connected directly to the three-phase current network (current frequency in the power grid 50Hz).

Permanent magnet synchronous motor control

A permanent magnet synchronous motor requires a control system, for example, a variable frequency drive or a servo drive. There are a large number of control techniques implemented control systems. The choice of the optimal control method mainly depends on the task that is put in front of the electric drive. The main methods for controlling a permanent magnet synchronous motor are shown in the table below.

Control Advantages Disadvantages
Sinusoidal Scalar Simple control scheme Control is not optimal, not suitable for tasks where the variable load, loss of control is possible
Vector Field oriented control With position sensor Smooth and precise setting of the rotor position and motor rotation speed, large control range Requires rotor position sensor and powerful microcontroller inside the control system
Without position sensor No rotor position sensor required. Smooth and precise setting of the rotor position and motor rotation speed, large control range, but less than with position sensor Sensorless field oriented control over full speed range is possible only for PMSM with salient pole rotor, a powerful control system is required
Direct torque control Simple control circuit, good dynamic performance, wide control range, no rotor position sensor required High torque and current ripple
Trapezoidal Open loop Simple control scheme Control is not optimal, not suitable for tasks where the variable load, loss of control is possible
Closed loop With position sensor (Hall sensors) Simple control scheme Hall sensors required. There are torque ripples. It is intended for control of PMSM with trapezoidal back EMF, when controlling PMSM with sinusoidal back EMF, the average torque is lower by 5%.
Without sensor More powerful control system required Not suitable for low speed operation. There are torque ripples. It is intended for control of PMSM with trapezoidal back EMF, when controlling PMSM with sinusoidal back EMF, the average torque is lower by 5%.
Popular methods to control permanent magnet synchronous motors

To solve simple tasks is usually used trapezoidal control with Hall sensors (for example, computer fans). To solve problems that require maximum performance from the electric drive, field-oriented control is usually selected.

Trapezoidal control

One of the simplest methods of control of a permanent magnet synchronous motor is - trapezoidal control. Trapezoidal control is used to control the PMSM with trapezoidal back EMF. At the same time, this method also allows you to control the PMSM with a sinusoidal back EMF, but then the average torque of the electric drive will be lower by 5%, and the torque ripples will be 14% of the maximum value. There is a trapezoidal control without feedback and with feedback by the rotor position.

The open loop control (without feedback) is not optimal and may lead to the release of the PMSM out of synchronism, i.e. to loss of controllability.

    The closed loop control can be divided into:
  • trapezoidal control by position sensor (usually by Hall sensors);
  • trapezoidal control without sensor (sensorless trapezoidal control).

As a rotor position sensor for three-phase trapezoidal control, three Hall sensors built into an electric motor are commonly used, which allow determining the angle with an accuracy of ± 30 degrees. With this control, the stator current vector takes only six positions for one electric period, as a result of which there is ripple torque at the output.

Trapezoidal control by Hall sensors
Trapezoidal control by Hall sensors

Field oriented control

Field-oriented control (FOC) allows you to smoothly, accurately and independently control the speed and torque of a brushless motor. For the operation of the field oriented control algorithm, it is necessary to know the position of the rotor of the brushless motor.

    There are two ways to determine the rotor position:
  • by the position sensor;
  • sensorless - by calculating the angle by the real-time control system based on the information available.

PMSM field oriented control by position sensor

    The following types of sensors are used as angle sensors:
  • inductive: resolver, inductosyn, etc .;
  • optical;
  • magnetic: magnetoresistive sensors.
Field Oriented Control of Permanent Magnet Synchronous Motor using a rotor position sensor
Field Oriented Control of Permanent Magnet Synchronous Motor using a rotor position sensor

Field-oriented control of PMSM without a position sensor

Since the 1970s sensorless vector control methods for brushless AC motors began to be developed, thanks to the rapid development of microprocessors. The first sensorless methods for estimating the angle were based on the property of the electric motor to generate back EMF during rotation. The motor back EMF contains information about the position of the rotor, therefore, by calculating the value of the back EMF in the stationary coordinate system, you can calculate the position of the rotor. But when the rotor is not rotating, the back EMF is absent, and at low speed the back EMF has a small amplitude, which is difficult to distinguish from noise, therefore this method is not suitable for determining the position of the motor rotor at low speed.

    There are two common techniques for sensorless start PMSM:
  • start by the scalar method - start on a predetermined characteristic of voltage dependence to frequency. But scalar control severely limits the capabilities of the control system and the parameters of the electric drive as a whole;
  • high frequency signal injection method – works only with the salient pole PMSM.
FOC of PMSM without rotor position sensor with scalar start
Field Oriented Control of Permanent Magnet Synchronous Motor without rotor position sensor with scalar start

At present, sensorless field-oriented control of PMSM in the full speed range is possible only for motors with salient pole rotor.

Also read

Синхронный двигатель с постоянными магнитами

Синхронный двигатель с постоянными магнитами (англ. permanent magnet synchronous motor, PMSM) - это синхронный электродвигатель, индуктор которого состоит из постоянных магнитов.

Главное отличие между синхронным двигателем с постоянными магнитами (СДПМ) и асинхронным электродвигателем заключается в роторе. Проведенные исследования1 показывают, что СДПМ имеет КПД примерно на 2% больше, чем высоко эффективный (IE3) асинхронный электродвигатель, при условии, что статор имеет одинаковую конструкцию, а для управления используется один и тот же частотный преобразователь. При этом синхронные электродвигатели с постоянными магнитами по сравнению с другими электродвигателями обладают лучшими показателями: мощность/объем, момент/инерция и др.

Конструкции и типы синхронного электродвигателя с постоянными магнитами

Синхронный электродвигатель с постоянными магнитами, как и любой вращающийся электродвигатель, состоит из ротора и статора. Статор - неподвижная часть, ротор - вращающаяся часть.

СДПМ
Синхронный электродвигатель со встроенными постоянными магнитами

Обычно ротор располагается внутри статора электродвигателя, также существуют конструкции с внешним ротором - электродвигатели обращенного типа.

Конструкции синхронного двигателя с постоянными магнитами: слева - стандартная, справа обращенная.

Ротор состоит из постоянных магнитов. В качестве постоянных магнитов используются материалы с высокой коэрцитивной силой.

    По конструкции ротора синхронные двигатели делятся на:
  • электродвигатели с явно выраженными полюсами;
  • электродвигатели с неявно выраженными полюсами.

Электродвигатель с неявно выраженными полюсами имеет равную индуктивность по продольной и поперечной осям Ld = Lq, тогда как у электродвигателя с явно выраженными полюсами поперечная индуктивность не равна продольной Lq ≠ Ld.

Сечение роторов с разным отношением Ld/Lq
Сечение роторов с разным отношением Ld/Lq. Черным обозначены магниты. На рисунке д, е представлены аксиально-расслоенные роторы, на рисунке в и з изображены роторы с барьерами.
    Также по конструкции ротора СДПМ делятся на:
  • синхронный двигатель c поверхностной установкой постоянных магнитов
    (англ. SPMSM - surface permanent magnet synchronous motor);
  • синхронный двигатель со встроенными (инкорпорированными) магнитами
    (англ. IPMSM - interior permanent magnet synchronous motor).
SPMSM
Ротор синхронного двигателя c поверхностной установкой постоянных магнитов
IPMSM
Ротор синхронного двигателя со встроенными магнитами

Статор состоит из корпуса и сердечника с обмоткой. Наиболее распространены конструкции с двух- и трехфазной обмоткой.

    В зависимости от конструкции статора синхронный двигатель с постоянными магнитами бывает:
  • с распределенной обмоткой;
  • с сосредоточенной обмоткой.
Статор электродвигателя с распределенной обмоткой
Статор электродвигателя с распределенной обмоткой
Сосредоточенная обмотка
Статор электродвигателя с сосредоточенной обмоткой

Распределенной называют такую обмотку, у которой число пазов на полюс и фазу Q = 2, 3,...., k.

Сосредоточенной называют такую обмотку, у которой число пазов на полюс и фазу Q = 1. При этом пазы расположены равномерно по окружности статора. Две катушки, образующие обмотку, можно соединить как последовательно, так и параллельно. Основной недостаток таких обмоток - невозможность влияния на форму кривой ЭДС [2].

Схема распределенной обмотки
Схема трехфазной распределенной обмотки
Схема сосредоточенной обмотки
Схема трехфазной сосредоточенной обмотки
    Форма обратной ЭДС электродвигателя может быть:
  • трапецеидальная;
  • синусоидальная.

Форма кривой ЭДС в проводнике определяется кривой распределения магнитной индукции в зазоре по окружности статора.

Известно, что магнитная индукция в зазоре под явно выраженным полюсом ротора имеет трапециидальную форму. Такую же форму имеет и наводимая в проводнике ЭДС. Если необходимо создать синусоидальную ЭДС, то полюсным наконечникам придают такую форму, при которой кривая распределения индукции была бы близка к синусоидальной. Этому способствуют скосы полюсных наконечников ротора [2].

Принцип работы синхронного двигателя

Принцип действия синхронного электродвигателя основан на способности обмотки статора создавать вращающееся магнитное поле. Концепция вращающегося магнитного поля статора синхронного электродвигателя такая же, как и у трехфазного асинхронного электродвигателя.

Вращающееся магнитное поле - это основная концепция вращающихся электрических двигателей и генераторов.

Остановить
Вращающийся магнитный поток синхронного двигателя
Вращающееся магнитное поле синхронного электродвигателя

Магнитное поле ротора, взаимодействуя с синхронным переменным током обмоток статора, согласно закону Ампера, создает крутящий момент, заставляя ротор вращаться (подробнее).

Постоянные магниты, расположенные на роторе СДПМ, создают постоянное магнитное поле. При синхронной скорости вращения ротора с полем статора, полюса ротора сцепляются с вращающимся магнитным полем статора. В связи с этим СДПМ не может сам запуститься при подключении его напрямую к сети трехфазного тока (частота тока в сети 50Гц).

Управление синхронным двигателем с постоянными магнитами

Для работы синхронного двигателя с постоянными магнитами обязательно требуется система управления, например, частотный преобразователь или сервопривод. При этом существует большое количество способов управления реализуемых системами контроля. Выбор оптимального способа управления, главным образом, зависит от задачи, которая ставится перед электроприводом. Основные методы управления синхронным электродвигателем с постоянными магнитами приведены в таблице ниже.

Управление Преимущества Недостатки
Синусоидальное Скалярное Простая схема управления Управление не оптимально, не подходит для задач, где нагрузка меняется, возможна потеря управляемости
Векторное Полеориентированное управление С датчиком положения Плавная и точная установка положения ротора и скорости вращения двигателя, большой диапазон регулирования Требуется датчик положения ротора и мощный микроконтроллер системы управления
Без датчика положения Не требуется датчик положения ротора. Плавная и точная установка положения ротора и скорости вращения двигателя, большой диапазон регулирования, но меньше, чем с датчиком положения Бездатчиковое полеориентированное управление во всем диапазоне скоростей возможно только для СДПМ с ротором с явно выраженными полюсами, требуется мощная система управления
Прямое управление моментом Простая схема управления, хорошие динамические характеристики, большой диапазон регулирования, не требуется датчик положения ротора Высокие пульсации момента и тока
Трапециидальное Без обратной связи Простая схема управления Управление не оптимально, не подходит для задач, где нагрузка меняется, возможна потеря управляемости
С обратной связью С датчиком положения (датчиками Холла) Простая схема управления Требуются датчики Холла. Имеются пульсации момента. Предназначен для управления СДПМ с трапециидальной обратной ЭДС, при управлении СДПМ с синусоидальной обратной ЭДС средний момент ниже на 5%.
Без датчика Требуется более мощная система управления Не подходит для работы на низких оборотах. Имеются пульсации момента. Предназначен для управления СДПМ с трапециидальной обратной ЭДС, при управлении СДПМ с синусоидальной обратной ЭДС средний момент ниже на 5%.
Популярные способы управления синхронным двигателем с постоянными магнитами

Для решения несложных задач обычно используется трапециидальное управление по датчикам Холла (например - компьютерные вентиляторы). Для решения задач, которые требуют максимальных характеристик от электропривода, обычно выбирается полеориентированное управление.

Трапециидальное управление

Одним из простейших методов управления синхронным двигателем с постоянными магнитами является - трапецеидальное управление. Трапециидальное управление применяется для управления СДПМ с трапециидальной обратной ЭДС. При этом этот метод позволяет также управлять СДПМ с синусоидальной обратной ЭДС, но тогда средний момент электропривода будет ниже на 5%, а пульсации момента составят 14% от максимального значения. Существует трапециидальное управление без обратной связи и с обратной связью по положению ротора.

Управление без обратной связи не оптимально и может привести к выходу СДПМ из синхронизма, т.е. к потери управляемости.

    Управление с обратной связью можно разделить на:
  • трапециидальное управление по датчику положения (обычно - по датчикам Холла);
  • трапециидальное управление без датчика (бездатчиковое трапециидальное управление).

В качестве датчика положения ротора при трапециидальном управлении трехфазного СДПМ обычно используются три датчика Холла встроенные в электродвигатель, которые позволяют определить угол с точностью ±30 градусов. При таком управление вектор тока статора принимает только шесть положений на один электрический период, в результате чего на выходе имеются пульсации момента.

Трапециидальное управление по датчикам Холла
Трапециидальное управление по датчикам Холла

Полеориентированное управление

Полеориентированное управление позволяет плавно, точно и независимо управлять скоростью и моментом бесщеточного электродвигателя. Для работы алгоритма полеориентированного управления требуется знать положение ротора бесщеточного электродвигателя.

    Существует два способа определения положения ротора:
  • по датчику положения;
  • без датчика - посредством вычисления угла системой управления в реальном времени на основе имеющейся информации.

Полеориентированное управление СДПМ по датчику положения

    В качестве датчика угла используются следующие типы датчиков:
  • индуктивные: синусно-косинусный вращающийся трансформатор (СКВТ), редуктосин, индуктосин и др.;
  • оптические;
  • магнитные: магниторезистивные датчики.
Полеориентированное управление синхронным двигателем с постоянными магнитами по датчику положения ротора
Полеориентированное управление синхронным двигателем с постоянными магнитами по датчику положения ротора

Полеориентированное управление СДПМ без датчика положения

Благодаря бурному развитию микропроцессоров с 1970-х годов начали разрабатываться бездатчиковые векторные методы управления бесщеточными электродвигателями переменного тока. Первые бездатчиковые методы определения угла были основаны на свойстве электродвигателя генерировать обратную ЭДС во время вращения. Обратная ЭДС двигателя содержит в себе информацию о положении ротора, поэтому вычислив величину обратной ЭДС в стационарной системе координат можно рассчитать положение ротора. Но, когда ротор не подвижен, обратная ЭДС отсутствует, а на низких оборотах обратная ЭДС имеет маленькую амплитуду, которую сложно отличить от шума, поэтому данный метод не подходит для определения положения ротора двигателя на низких оборотах.

    Существует два распространенных варианта запуска СДПМ:
  • запуск скалярным методом - запуск по заранее определенной характеристики зависимости напряжения от частоты. Но скалярное управление сильно ограничивает возможности системы управления и параметры электропривода в целом;
  • метод наложения высокочастотного сигнала – работает только с СДПМ у которого ротор имеет явно выраженные полюса.
Полеориентированное управление синхронным двигателем с постоянными магнитами без датчика положения ротора со скалярным запуском
Полеориентированное управление синхронным двигателем с постоянными магнитами без датчика положения ротора со скалярным запуском

На текущий момент бездатчиковое полеориентированное управление СДПМ во всем диапазоне скоростей возможно только для двигателей с ротором с явно выраженными полюсами.